Форум «Стихосложения»

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум «Стихосложения» » Стих - инфо » Полезная информация по стихосложению


Полезная информация по стихосложению

Сообщений 1 страница 30 из 46

1

Рекомендации, советы, теория и практика стихосложения, помощь

+3

2

Друзья, мне давно хотелось написать небольшое пособие-шпаргалку по стихосложению, в котором бы было минимум теории и много полезных советов для новичков.

Сразу оговорюсь, эта тема общая, делиться советами могут все, также сюда можно задать вопрос, столкнувшись с разного рода сложностями.

Итак, поехали! )..
.........................

1. Не стесняйтесь пользоваться программами - рифмометрами.
Ими пользуются даже опытные поэты. Просматривая рифмы, которые предлагает программа, вы волей неволей себя развиваете, увеличиваете свой словарный запас. Развивается фантазия - глядя на различные варианты вы прикидываете какой оборот приобретет стихотворение при употреблении той или иной рифмы.

Мне нравится эта программа

http://rifmovnik.ru/find.htm
http://neogranka.ru/

2. Пара строк, которые мы  рифмуем, должны быть с одинаковым количеством гласных.
- считаем гласные!

Пример:
Задание
Приготовил на обед (7 шт.гласных)

Рифма
Повар вкусненький омлет (7шт.гласных)

Когда в рифмуемых строках одинаковое количество гласных - то стихотворение получается "ровным" и красивым.

Постепенно вы начнете чувствовать ритм строки и считать не придется (у меня это ощущение появилось совсем недавно - спустя полгода после начала сочинительства). Чем больше играете в стихотворные игры, тем быстрее научитесь.
Пробуйте рифмовать строки разной "размерности" (от 6 гласных до 14). Постепенно придет умение угадывать и четко попадать в размер.

3. Не пишите никогда БРЕД!
Предложение в стихотворении (если его из стишка вытащить и записать, как будто мы пишем прозу) не должно вызывать сомнений типа  "так не говорят". Оно должно быть ЕСТЕСТВЕННЫМ. И не вызывать недоумения.

Пользуйтесь словарями - толковый, орфографический, словарь синонимов. Если есть сомнения - уточняйте. Проверяйте, можно ли подобранные вами слова употреблять вместе... Если вы сразу научитесь ДУМАТЬ что вы пишите, вам будет намного проще сочинять в будущем - не придется переучиваться!

4. Не пишите бред в заданиях.
Думайте, прежде чем оставить задание другим (в игровых темах). Неудачное задание - приводит часто к неудачному ответу.

+5

3

5. Строки, которые мы рифмуем, должны быть одинаковы по ритму.

Легкое расхождение по ритму допускается, если на слух этих "разногласий" не чувствуется и стихотворение звучит хорошо (ЧИТАЕМ СВОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ ВСЛУХ!)

(разнообразие ритма строк можно будет рассмотреть подробнее в отдельной теме, чуть позже). Не хочу перегружать эту тему теорией...

Для начала (новичку) важно знать:

  Каждая строка (кроме размера) имеет определенный ритм. 
В каждой стихотворной строке существуют два типа слогов (гласных):

СИЛЬНЫЕ - их мы выделяем голосом, при чтении вслух;

СЛАБЫЕ - их мы не выделяем голосом при чтении вслух.

Ритм удобнее всего почувствовать если получившуюся строку "прохлопать" в ладоши (или простукать) - хлопок на сильных /ударных гласных.

Для записи ритма пользуются схемами.

Я пользуюсь упрощённой схемой:

-  (слабый гласный)
|  (сильный гласный)

Записываю только  "ударность гласных"
Местоимения и союзы - считаются безударным.

Вот так:

В томленьях грусти безнадежной
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

-|-|---|-
-|-|---|
-|-|---|-
-|-|---|

Для чего это нужно?
- чтобы стихи были красивыми и "правильными".

Сразу хочу оговориться, это важно если вы хотите сделать стихотворение идеальным.
!!!

На первых порах  сложно соблюдать и ритм и размер. Поэтому ограничивайтесь просто подсчетом гласных (пункт 2), а ритм слушайте, просто записывайте ритм (ударную схему) своих строк, чтобы слышать и ВИДЕТЬ его. Поиграйте со словами: пытайтесь переставить слова - поменялся ритм? А если какое - нибудь слово заменить?...  )) но не пугайтесь... Новичкам это не обязательно выполнять, но дальше - пригодится!

Алгоритм: (примеры в разработке)

1. Сочиняем первую строку (или берем задание) и записываем ритм этой строки

2. Придумываем вторую строку

(ЛЮБОЕ количество гласных ИЛИ если эта строка рифмуется с первой, то гласных столько же, сколько в первой строке), записываем получившийся  ритм (схему)

3. Теперь нужно взять схему первой строки и придумать третью по этой схеме (если она будет рифмоваться с первой)

4. Теперь сочиняем 4 -ю строку.
Она будет рифмоваться со второй
И должна быть такой же по ритму.

Второе, ...третье и т.д. четверостишие - аналогично.

Тогда ваше стихотворение будет ровным.

*** однако не всегда в поэзии все  пишется "ровно и гладко". Существуют различные стили стихов. Кроме того каждый поэт сам выбирает как ему слагать, ищет свой стиль... Пробуя разные ритмы.

Даже в известных стихах не всегда четкий ритм (вторая строка).

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

-|-|---|-
-|-|-|-|
-|-|---|-
-|-|---|

В томленьях грусти безнадежной
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

-|-|---|-
-|-|---|
-|-|---|-
-|-|---|

Но главное как ваше стихотворение воспринимается на слух! (небольшими расхождениями можно пренебречь если стихотворение звучит гадко и кажется правильным)

Это я написала для того, чтобы у вас было представление о том, как надо РАБОТАТЬ над стихотворением, как это делают поэты.

+5

4

Это- не правило, а нюанс, который полезно знать.

6.  Четверостишие красивее звучит, если одна пара рифмованных строк - оканчиваются на МУЖСКУЮ рифму,
А другая - на ЖЕНСКУЮ.

Перевожу: )))

Существует мужская и женская рифма.

МУЖСКАЯ - когда слово оканчивается на последний слог (ударная последняя гласная): стол, плетень, устал, прибежал, череда и т.д.

ЖЕНСКАЯ- слово, в котором ударная гласная НЕ последняя: качели, прибрежный, котик, девица, ветреный  и т.д.

Старайтесь, чтобы у рифмованных строк рифмы (последнее слово строки) были различными.
Например:
Если в 1 и 3 строки рифма мужская,
То во 2 и 4. строках используйте рифму женскую.

И наоборот когда в  1 и 3 строках рифма  женская, во 2 и 4 строках ставьте мужскую.

ПРИМЕР:

В томленьях грусти безнадЕжной
В тревогах шумной суетЫ,
Звучал мне долго голос нЕжный
И снились милые чертЫ.

1 и 3 строки -у них рифма женская
2 и 4 - мужская.

+4

5

Просто советы.

7. Сочиняя стихотворение, читайте строки вслух. Оно должно быть "певучим", без спотыканий.

8.  Когда вам чувствуется, что в стихотворении "что-то не так" - попробуйте поменять местами строки - иногда это верный способ его улучшить!

9.  Работая в дуэте (сочиняя цепочкой историю), следите чтобы ваши четверостишия были в одном ритме. Именно тогда можно достичь цельности совместного произведения.

10.  Не бойтесь пробовать, не бойтесь ошибаться!
Здесь вас никто не осудит!
Не зажимайте в себе желание сочинять.
Пишите каждый день!
Возьмите за правило - каждый день что-нибудь написать.

)) продолжение следует.

Друзья, дополняйте, кто что вспомнит.

+5

6

Не стесняйтесь долго думать над своим стихотворением (неважно, сколько в нем строк - 2, 4, 12...).
Очень важно дождаться именно тех строк, которые сделают ваше стихотворение идеальным (с вашей точки зрения).
Добивайтесь этого всегда - в простых играх тоже!
Постепенно отсеивайте неудачные варианты, подождите полдня, день...- удачный вариант обязательно придет!

)) у меня так часто бывает. Переждешь денек и - "вот оно!"

Ну и еще...
Если ваше задание долго "висит" без ответа - )) не думайте, что оно неудачное - мы ждем вдохновения!

+4

7

Возвращайтесь к своим творениям, читайте их время от времени.

Бывает, после того как уже написал ответ, через некоторое время приходит новый - лучший вариант... Если есть желание подкорректировать давнишний пост, пожалуйста! -это допускается и даже приветствуется )). Ведь, если мы придумали вариант лучше, чем неделю назад, или вдруг увидели свои ошибки- значит,  мы выросли! ))) и за это вам только ПЛЮС!!!

+4

8

Можно немного добавлю? Порой бывает и так что сочиняешь онлайн и вдруг все пропадает. Так иногда чудит наш интернет. Однако воспроизводя по памяти канувшее в бездну, второй раз получается написать всегда(!) лучше. Это по моим наблюдениям. Но все - таки лучше сразу записывать в word или в "записки" на мобиле.
* или в обычный бумажный блокнот.

Отредактировано truffaldino (2019-01-12 03:59:44)

+4

9

Несколько слов о глагольной рифме.

Начну с главного : в поэтических кругах она не приветствуется. Рано или поздно на вас перестанут обращать внимание, наградив обидным прозвищем "'графомань", в худшем случае выбросят за борт. Считается, что слагать используя глагольную рифму легко. Да, это так и есть.

Но не пугайтесь. Ведь и Пушкин не гнушался глагольной рифмой.
Все мы, я сам, на первых порах использовали глагольную рифму в своих творениях. И поначалу это оправдано. Так нам легче выразить свои мысли, передать то что на душе, пусть даже несколько путанно.

Бывает что иной прочтет и ничего не поймет... Однако этот порыв зародился в нашей душе, и мы поделились своим сокровенным...
Но со временем появляется невозможность выразить все то, что хотелось, используя только глаголы(на окончании того или иного стишья)

По-другому обстоит дело с существительными. Здесь перед нами открывается целый океан стихотворчества! Используя существительные возможно сложить стишье более изящно, более глубже передать смысл, удачно его  раскрыв. Поразительно, но на этом этапе с существительными становится слагать легче. (повторю, речь идет об окончании в строке стишья - рифме).

С существительными слагать интереснее. Мы словно бросаем вызов - мы можем и умеем сочинять красивые стихи! Не поймите меня превратно. Используя существительные(и другие части речи, кроме глаголов) необходимо хорошо поразмыслить - появляется возможность потренировать свой ум, подыскивая нужные слова, синонимы, антонимы и т.п. Это увлекательно, впрочем как и сочинять стихи, иными словами - творить!

Поэтому лучше использовать глаголы по минимуму или ,что еще лучше - вообще их не использовать. Вот тогда это будет - Мастер Класс! (Точно передавая смысл сказанного!)Никому ничего не навязывал. Просто поделился своим мыслями относительно стихосложения. Желаю всем удачи в творчестве!

+5

10

truffaldino,  Спасибо!
Обязательно продолжай.
Если можно, я соединю твои посты в один. Он будет выглядеть  более цельным.

А для новичков в стихосложении немного  добавлю своих мыслей о глагольной рифме.

На первых порах на глагольные рифмы  не стоит обращать внимание. Для вас сейчас главное -разговориться. Начать писать вообще!
Это как в изучении иностранного языка - сначала учатся говорить максимально простыми предложениями!

И еще...

Глагольные рифмы это не плохо!
Можно встретить гениальные стихи (известных поэтов) в которых "глагол на глаголе" и даже в мыслях нет того, что он "графоманил" или написал плохо!
Почему? - потому что опытные поэты  уже играют рифмой! 
А новичок за них ЦЕПЛЯЕТСЯ!, как за спасательный круг, когда учишься плавать.
Тебе говорят: "Брось круг, плыви брасом, кролем, баттерфляем!".
- )) Бросите?
Нет!, и Правильно сделаете! Чтобы плыть - нужно УЧИТЬСЯ ПОСТЕПЕННО И РЕГУЛЯРНО (постоянно).

И тогда и ваши глагольные рифмы будут сиять!

---------------------------------------

Немного о работе над стихотворением.
(я буду писать исходя из личного опыта, возможно у всех этот процесс происходит по-разному)

Когда вы начнете выдавать стихотворения состоящие из нескольких четверостиший, тогда и можно будет попробовать изменять рифмы, фразы, подкорректировать получившееся стихотворение.

В этом процессе перед вами раскроется целый мир "различных вариантов"  для выражения  вашей задумки в стихотворении.

К сожалению, это придет не сразу, а лишь с опытом. Корректировка может длиться часами, днями...

На первых порах вам вообще не захочется ничего корректировать!
"Стихотворение написано от души, оно должно быть таким, каким написалось сразу, да и зачем изменять? Легче написать другое, новое!"  - и, действительно, ЛЕГЧЕ.
Вы еще не доросли...

На этом этапе пишите новые стихи!!! Одно, два, десять... Любые!

Пройдет  еще некоторое время и вам уже  самим захочется сотворить что-нибудь восхитительное и правильное.

Вы будете просить опытных поэтов "взглянуть" на ваше стихотворение, "указать на ошибки", "попробовать изменить вместе".

)) и только на этом этапе вы будете корректировать свои стихи с радостью, искать новые формы изложения  мыслей и обязательно их найдете!

Успехов всем!

+4

11

Графомания

Довольно часто из уст критиков звучит слово "графомань" (графоманить),
Что же это такое?

Я пыталась работать над стихами, перефразировать  "графомань" в изящные поэтические формы...

И я замечала - из стихов уходила душа
(моя душа).

Странно, но именно графоманские творения мне были дороже, а отёсанные стихотворения радовали не долго.

К сожалению, я не могу еще почувствовать в своих стихах графомань, пока мне на нее не укажут.

Давайте попробуем  разобраться вместе, что же это такое?

--------

Графома́ния (от греч. γράφω — писа́ть, чертить, изображать и греч. μανία — страсть, безумие, влечение) — патологическое стремление к многописательству.

Свернутый текст

Страдающий графоманией может сочинять «научные труды» в областях, в которых не разбирается, писа́ть художественные произведения при полном отсутствии каких бы то ни было творческих способностей. Написанное графоманами большей частью банально или даже бессмысленно по содержанию.

Вне психиатрического контекста понятие «графомания» нередко применяется к литературе, наивно пренебрегающей общепринятыми в элитарной и массовой литературах эстетическими критериями, к необычайно продуктивным «плохим» авторам. Ряд писателей имели устойчивую культурную репутацию графомана, эталонного «плохого писателя», например, в пушкинскую эпоху Д. И. Хвостов, а в русской эмиграции Виктор Колосовский.

--
Графомания – это  есть упорное стремление автора навязать свои творения слушателям и читателям. Стремление на грани одержимости, его не могут остановить ни безразличие слушателей, ни насмешки критиков, ни пылящиеся в кладовке тысячные тиражи своих «фолиантов», так и не нашедшие признания у неблагодарных современников.

-------

Мне кажется, к новичкам слово графомания  употреблять  не правильно.

Для меня графоман - это человек, который не хочет продвигаться дальше, он застрял на одном уровне и, не взирая на критику и правила, "продолжает творить" ради процесса! Но, опять же...для меня это понятие сложное.

Как можно в одном стихотворении в одном четверостишии ГРАФОМАНИТЬ, а в остальных (4-х ...) нет?

Что же это такое?

А, может быть,  наши критики ошибаются, применив определение ГРАФОМАНЬ к стихотворению новичка?

Или суть в том, что плохое публиковать плохо? Но как же тогда развиваться, учиться? (ни с кем не советоваться?)

Сейчас творчество многогранно....
Это раньше были правила. Если ты их не соблюдаешь, критики тебя не опубликуют.

А сейчас во всех сферах искусства / творчества  "черные квадраты"  допустимы.

Отсюда и многообразие "творений".

Новичку сложно ориентироваться "по каким критериям его будут судить!". По "Черному квадрату" или "Девятому валу"?

Вот главная причина непонимания - вседозволенность. Мы к ней привыкли, ее нам диктуют. Одним вложили эти "правила" в детстве, другим, увы, нет.
Это как хороший вкус!

Но, думаю, его развивать можно и нужно.

Главное - выбрать для себя правильный курс развития. Читайте больше хорошей поэзии - со временем выбранный вами слог впитают и Ваши стихи.

-----

Примечание:
На данном форуме Стихосложения никто вас не упрекнет в графомании.
Это пространство для творческого роста, взаимопомощи, дружеского общения и приятного времяпровождения!

Творите, друзья, от чистого сердца!
Успехов вам!

+4

12

Спасибо, Туманность, на счет сияния глагольных рифм хорошо сказала. В этом смысле Пушкин, конечно, служит нам примером. Но это уже высший пилотаж. Собственно, к высшему пилотажу в стихосложении и идем, пытаясь его освоить.

Возвращаясь к графомании : графоманами обычно называют тех, кто чересчур глаголит. Смысл сказанного графоманом порой ясен только ему одному. Поэт может и не пытаться навязывать свои творения, но у него не получается...сказать так, чтобы было понятно.Но он хватает очередной глагол и снова его стишье пестрит глагольной рифмой. Однажды мне указали :" ну вот, перестал глагольную рифму использовать, как сразу можно смысл сказаннооо тобой уловить". Если даже "лезет"'глагол в окончание, я его отметаю, заменяя на существительное. Стараюсь отмести. С глагольной рифмой сложить легче, повторюсь, а вот с как сложить существительными, сохраняя смысл - тут уже надо поработать.
Стихосложение можно сравнить с тем, когда вы первый раз вышли на лед на коньках. Но со временем все получится если стараться : читать творения известных поэтов, просто читать книги, упражнять свой ум. Да и вообще...Готов человек - готов ему и учитель.

+4

13

Туманность написал(а):

На данном форуме Стихосложения никто вас не упрекнет в графомании.

Упрекнуть-то не упрекнут, но объяснить человеку, что слагая глагольной, он далеко не уйдет, это сделать необходимо, чтобы он продвигался, а не топтался на месте...Если только гладить по головке, то ничего хорошего из этого не выйдет. И ведь такие творения(изобилующие глаголами), если по-честному, читать неинтересно.

Отредактировано truffaldino (2019-01-12 14:52:47)

+3

14

Небольшое предложение к теме Буриме : возможность склонять рифмующие пары (в ответе на задание) по падежам. Дописав это в правила в шапке темы.

+3

15

Туманность написал(а):

Одним вложили эти "правила" в детстве, другим, увы, нет.
Это как хороший вкус!

Кхе, кхе...По себе могу сказать - мне вложили плохой вкус в детстве. Ко всему. Но хотя бы светило Солнце и я ему радовался. А потом просто поменял все, что мне вложили в детстве(никого не осуждая), да и все. То же относится и к стихосложению. Со временем стал понимать, что моя глагольная рифма просто никому неинтересна. А ведь мы для того и слагаем - чтобы наши творения восхищали не только нас самих.

Отредактировано truffaldino (2019-01-12 15:28:31)

+3

16

))... truffaldino
http://pekines.info/forum/public/style_emoticons/default/915e98f396ecc23c824b21d402694455.gif

Многие боятся и не готовы к критике, многим она не нужна.

И этот форум для того и создан чтобы творить в дружелюбной обстановке.

Поэтому указ:

На данном форуме Стихосложения никто вас не упрекнет в графомании или некорректном стихосложении.
Это пространство для творческого роста, взаимопомощи, дружеского общения и приятного времяпровождения!

Эта тема как раз  создана для желающих улучшить свой уровень.

В ней мы по крупицам собираем информацию  и делимся СВОИМ опытом.

Не касаясь  чьих- либо стихов!

Если есть желание, можешь поделиться своим опытом, на примерах показать свои  ошибки и способы работы над ними.

И еще...

Желающий повысить свой уровень обязательно  обратится за помощью,  если ему это действительно нужно.  )

+3

17

Бояться критики - это значит неспособность принять решение и посмотреть на себя со стороны...Как же тогда поднять свой уровень - без критики? Если же желания поднимать свой уровень нет, то ради бога, никто не заставляет.

Я, например, только "За", если станут разбирать мои стихи, иначе так до меня никогда ничего и не дойдет. И разбирали, поверь...И от этого я получил только пользу. И гротески(это уже проза) разбирали и я принял все так как есть - без заносчивости и самолюбования и получил только пользу, опять же.

Чтобы делиться опытом надо еще и сделать так, чтобы на тебя обратили свое внимание, иначе как понять что ты желаешь помочь этим самым опытом? Поэтому, если не указывать на глагольную рифму, то никто и не поймет что от него хотят.
Есть на свете один самый великий учитель - Время. И вот время расставит все на свои места. http://wdesk.ru/_ph/44/2/981512795.gif

+3

18

Туманность написал(а):

дружеского общения и приятного времяпровождения!

Естественно! Никто и не говорит, что это не так! http://s2.uploads.ru/t/oLxnf.gif

Заметив слово "Указ" я, так как понаторел в исканиях синонимов и т. п. при сложении стихов, сразу стал искать оный(чисто по привычке) и на ум пришло "бунтарь". :offtop:

Отредактировано truffaldino (2019-01-12 16:18:12)

+2

19

Туманность
http://pekines.info/forum/public/style_emoticons/default/915e98f396ecc23c824b21d402694455.gif  http://s3.uploads.ru/NP8Kn.gif
А вот и не попадешь, а вот и не попадешь! Да и тема так и называется - полезная информация по стихосложению(крикнул я, выглядывая из снежной крепости!) и я правил не нарушил. А пытливый ум и чистая душа сами почерпнут из всей этой информации то, что им необходимо : твоей и моей. С Новым годом! :jumping:

Отредактировано truffaldino (2019-01-12 16:28:30)

+2

20

truffaldino,
) Правил ты не нарушил.

Я хотела сделать эту тему маленьким пособием по стихосложению (все же форум стихосложения).

И тот, кому интересно, обязательно будет сюда заглядывать, чтобы почерпнуть что-нибудь новенькое для себя.

А слагатели с опытом, надеюсь, будут делиться этой информацией с новичками в дружелюбном тоне и без нравоучений!

) именно это я хотела подчеркнуть своим постом.

Пишем пособие!

+2

21

Туманность написал(а):

делиться этой информацией с новичками в дружелюбном тоне и без нравоучений!

Именно в таком ключе я и пытался передать свой опыт. Но если только гладить по головке, то грош цена такому учению, повторюсь.

+2

22

truffaldino написал(а):

Именно в таком ключе я и пытался передать свой опыт. Но если только гладить по головке, то грош цена такому учению, повторюсь.

В пособиях обычно не бьют и не гладят. Они являются КЛЮЧОМ к запертой двери.

Что же касается отношений учитель-ученик я полностью с тобой согласна!!!

Продолжай, пожалуйста, делиться с нами своими знаниями!

К слову о Графомании...

А мне на графомань указывали там, где не было глагольных рифм вовсе!!!

Поэтому мне и хотелось понять: Что же  это определение обозначает?
И как самим ее увидеть в своих стихах?

+2

23

На графомань обычно еще указывают если не понять изложенный  тобой смысл в том или ином творении...Тебе-то понятно, все как на ладони, а другим - нет. А надо так, чтобы было не только понятно, но и интересно. Диккенса можно назвать графоманом(это проза, но все же)? Или Ахматову? В то же время никто и никогда до конца не даст точного определения - что такое графомань. А надо ли тратить на эти поиски свои силы и энергию? Не лучше ли всю эту энергию потратить на стихосложение? Творить - это значит быть счастливым.Так будем счастливы, друзья! Тем более, когда твои творения удобоваримы.
А я..Я такой же слагатель здесь как и все [взломанный сайт]

+4

24

truffaldino написал(а):

На графомань обычно еще указывают если не понять изложенный  тобой смысл в том или ином творении...Тебе-то понятно, все как на ладони, а другим - нет. А надо так, чтобы было не только понятно, но и интересно...

) думаю, ты прав.

В тоже время в стихах известных поэтов встречаются иногда такие словосочетания, ассоциации, фразы...которые читаешь и думаешь: если бы я так написала, мне бы указали на "графомань".

......

+2

25

Туманность написал(а):

которые читаешь и думаешь: если бы я так написала, мне бы указали на "графомань".

......

Если говорить об этом... Туманность, тебе никогда не доводилось слушать орган? Я как-то решил послушать...Больше пока не стремлюсь после того раза. Ибо в этой музыке(я слушал его в соборе) я не понял вообще ничего! Для меня это был беспорядочный набор звуков! Но самое поразительное - другие, те кто был в соборе, наслаждались его звучанием! И вот я думаю - может это какой-то другой уровень в сложении стихов, вообще в творчестве - который мы пока(только пока!!) не в состоянии охватить своим разумом, ибо считаем, что нам там ничего непонятно? Но ведь всем экспертам и так называемым большим поэтам , все кажется очень и очень понятным?!

+2

26

Еще один важный момент.

Свое стишье можно и нужно пробовать записывать одним предложением, т.е. вы пишите как бы прозу в рифму...И стишье должно литься(или журчать как ручеек) без всякого препятствия, спотыкача, легко ложиться на слух. В этом смысле хорошо помогают пушкинские сонеты...Их можно читать, а можно и самому попробовать сложить Онегинской строфой...Но это отдельная тема - Онегинская строфа. Хотя изучить вопрос можно, и не надо ничего бояться - а надо действовать! [взломанный сайт]

+3

27

Хорошо бы создать тему для сложения Онегинской строфой.
(создана)

Отредактировано Туманность (2019-08-25 20:32:27)

+1

28

truffaldino написал(а):

... Туманность, тебе никогда не доводилось слушать орган? Я как-то решил послушать...Больше пока не стремлюсь после того раза. Ибо в этой музыке(я слушал его в соборе) я не понял вообще ничего! Для меня это был беспорядочный набор звуков! Но самое поразительное - другие, те кто был в соборе, наслаждались его звучанием! И вот я думаю - может это какой-то другой уровень в сложении стихов, вообще в творчестве - который мы пока(только пока!!) не в состоянии охватить своим разумом, ибо считаем, что нам там ничего непонятно? Но ведь всем экспертам и так называемым большим поэтам , все кажется очень и очень понятным?!

Орган я слушала только с симфоническим оркестром, но я понимаю, о чем ты. )

Да, наверное, так и есть.

+1

29

Глагольная рифма

Поэты о глагольной рифме.

Поэт Лариса Миллер.
--------------------------
Эссе о рифме.
Бедная, бедная рифма

Кто-то из моих интернет-читателей оставил такой комментарий: «Автор рифмами не заморачивается». И, хоть я не большой любитель писать про то, как пишу, но мне захотелось на эту реплику ответить: заморачиваюсь, еще как заморачиваюсь!
Я до боли люблю точную рифму. Если считать слово стрелой, которая должна попасть в цель, то попадание ей может обеспечить только рифма. Рифма и есть тот самый наконечник, от которого зависит успех всего дела. Точная рифма — это острый наконечник. А вот какую рифму считать точной — это зависит от слуха и от множества других особенностей пишущего. Я, например, не только не чураюсь глагольных рифм, но даже люблю их. Они больше всех других способны служить острым наконечником стрелы и тем самым достигать цели. Они шаловливы, умны и обладают замечательным чувством юмора. Судите сами:

***

Это все до времени
До зари, до темени,
До зимы, до осени,
До небесной просини.
Вздумаешь надеяться —
А оно развеется.
Вздумаешь отчаяться —
А оно кончается.

***

Не обладаю нужной хваткой.
В жизнь, что бывает горькой, сладкой,
Не в силах так вцепиться я,
Чтоб знать: она навек моя.
За луч, что так горазд светиться,
Мне б мёртвой хваткой ухватиться,
А я даю ему лизнуть
Меня в лицо и улизнуть.

Можно я не буду шаркать ножкой, прижимать руки к груди и извиняться за самоцитирование? Да, в данном случае мне приходится этим заниматься, потому что я взялась говорить о СВОИХ рифмах.
О как я благодарна этим замечательным глаголам (надеяться-развеется, отчаяться-кончается, лизнуть-улизнуть). Ну что бы я без них делала? И как можно их не любить?
Или вот эти:
«Я потому лишь не сникаю, / Что я в лазурь перо макаю…».
Или эти:
«Как к этой жизни отношусь? / Да я никак не отдышусь…».
Или вот это: «И все — таки всегда возможность есть / Всю горечь жизни чем-нибудь заесть…».
Да кто вообще придумал, что глагольная рифма — это фи, и в приличных домах ей не место? Идите ко мне, бедняжки, я найду для вас местечко.

О, Господи, откуда что берётся?
Откуда свет, что непрерывно льётся?
Откуда воздух, что слегка дрожит?
Откуда время, что всегда бежит?
А, может, нету времени. Есть племя
Придумавшее скорость, сроки, время?

Рифмовать можно всё: и глаголы, и избитые слова (время-племя), и даже (страшно сказать) кровь-любовь:

И проступает одно сквозь другое.
Злое и чуждое сквозь дорогое,
Гольная правда сквозь голый муляж,
Незащищенность сквозь грубый кураж;
Старый рисунок сквозь свежую краску,
Давняя горечь сквозь тихую ласку;
Сквозь безразличие жар и любовь,
Как сквозь повязку горячая кровь.

Все зависит от результата. Если вы попали словом туда, куда хотели, — ура! А не попали, — увы! Но виноваты не глагольные и не избитые рифмы, а вы сами. У вас стихи не получились. И нет никаких общих правил. Есть только удачи и неудачи. А неудачи бывают у всех. Даже у Пушкина. В его конечно же гениальных «стихах, сочиненных ночью во время бессонницы», две последние строчки мучают меня, как зубная боль: «Я понять тебя хочу / Смысла я в тебе ищу…». Будь эти «хочу-ищу» хоть где-то в середине стиха, они бы так не терзали слух, но в конце …
Наверноe, все-таки надо попросить прощения за то, что приплела сюда и Пушкина. Да еще не в качестве образца для подражания. Но вообще-то я могла бы привлечь его к разговору в качестве союзника. У него-то тьма тьмущая глагольных рифм.
А рифма — это сладость, это кайф. С ней так весело жить, даже когда жить невесело и пишешь о невеселом. И как это мир обходится без рифмы? А ведь обходится. Рифму уже почти изгнали из мировой поэзии. Она осталась только в качестве lyrics (текста для песни) и в детских стишках. А жива она только у нас в России. Вот чем и впрямь стоит гордиться.

***

Я долго со строкой возилась,
Мечтая, чтоб она вонзилась
В чужие души и сердца
Посредством острого конца,
То бишь посредством рифмы точной,
Той, что на кончике проточной
Строки, нетерпеливо ждёт,
Когда ж она влетит, войдёт
В чужую плоть и душу ранит,
И в той душе навек застрянет.

Июнь 2017
---------------

Для желающих ознакомиться с творчеством Л.Миллер привожу ссылку на ее сайт:
Л.Миллер "Стихи гуськом"
http://7iskusstv.com/2013/Nomer4/Miller1.php
--------------

Так полюбим и мы глаголы! Не будем их избегать и бояться!
И  глаголы пусть в наших стихах ЗАСИЯЮТ!

+2

30

Хорошо, да, пусть глаголы сияют как у выше описанной поэтессы Ларисы. Но наши глаголы тогда пусть берут пример с нее чтобы порой не ослеплять...

Но как быть, к примеру, с этим : " Боюсь я к ней...", встречающееся в стихах наших или других поэтов? Не лучше ли произнести: "Я к ней боюсь.."? Чувствуете разницу? Произнесите это вслух и поймете...Это уже вопрос ритма и как ложится на слух то или иное выражение. В первом варианте данное выражение ложится скажем так не очень..Слышится "Боюся"..И хотя в старину так говорили...По большому счету можно записать и так : " Боюся"..Но сейчас веяния времени немного не те..Но во втором варианте : " Я к ней боюсь " все терпимо.

Отредактировано truffaldino (2019-01-14 03:43:59)

+1


Вы здесь » Форум «Стихосложения» » Стих - инфо » Полезная информация по стихосложению